Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде
всего, воспитание человека.
В.А. Сухомлинский.
Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом – угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому, нашему воспитанию необходим поворот к жизненно – важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного и эстетического воспитания, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности.
Как стать счастливым? Почему на протяжении столетий люди ищут ответ на этот вопрос? Конечно, у каждого человека свое понимание счастья, но есть и общее представление о нем. Мы хотим любить и быть любимыми, общаться с добрыми и прекрасными людьми. Хотим радоваться солнцу и слушать музыку ветра, жить в красивом уютном доме. Может, все это и есть счастье?
Одна из категорий эстетического воспитания – это прекрасное, это красота в нашей жизни. А прекрасное – это искусство, творческий труд, окружающая нас природа, люди и, наконец, мы сами.
Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам животных и птиц, таинственным шорохам леса, люди научились различать звуки, их длительность и высоту. Из необходимости умения слушать и слышать складывается музыкальность – природой данное человеку свойство.
Все мы от природы музыкальны. Об этом нужно знать взрослым, так как от них зависит каким станет в дальнейшем их ребенок, как он распорядится своим даром.
Необходимо помнить, что музыка в большей степени, чем любой другой вид искусства, доступна ребенку. Учеными доказано, что музыка, непосредственные звуки окружающего мира воздействуют на организм человека и его состояние самым прямым образом, вызывая изменение кровяного давления, частоту пульса, расслабление или напряжение мышц. И чем младше ребенок, тем он более восприимчив к звукам окружающего мира. Более того, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создать условия для формирования основ музыкальной культуры детей младшего дошкольного возраста.
Музыкальное воспитание – это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства – формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыки.
Основными задачами музыкального воспитания можно считать:
- Развитие музыкальных и творческих способностей (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности.
- Формирование начала музыкальной культуры, формирование общей духовной культуры детей.
Музыкальные способности детей проявляются у каждого по – разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности – ладовое чувство, музыкально – слуховые представления и чувство ритма выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже и труднее. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально – слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее интонировать, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, как подчеркивает музыкант – психолог Б. Теплов, не являются показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Ранее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления в семье.
В последнее время потеряна такая семейная традиция, как домашнее музицирование с детьми, утрачена привычка петь дома хором или по одному. Мы мало поем и танцуем дома. Остается надеяться на сегодняшнее поколение годовалых малышей, которые в будущем будут иными – эмоционально раскованными в своих творческих проявлениях. Может быть, молодые родители задумаются о возвращении семейных традиций и положат им начало в форме игровых исполнений собственному малышу.
В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких ему людей, и только себя (если малыш не посещает ясли). Самой простой и естественной формой вхождения музыки в жизнь ребенка является пение взрослых, которое реально включается в различные моменты жизни: колыбельные песни, потешки, приговорки, игры для развлечения. Если вы просто напеваете малышу, он уже приобщается к музыкальному искусству, пусть несовершенному, и тем самым вы передаете ему частицу вашего вдохновения. С детьми нужно быть всегда спокойным, улыбчивым, слегка игривым. Выразительная речь, эмоциональное чистое пение, исполнение танцевальных движений обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость.
Слушайте с малышами классическую, народную музыку, песни детских композиторов. Слушайте хорошо знакомые музыкальные произведения и новые, с которыми ребенок еще не знаком. Стремитесь к тому, чтобы общение с музыкальным произведением вызывало у ребенка только положительные эмоции. Если малыш устал или у него плохое настроение, он не хочет слушать музыку, сразу же переключите его на что – нибудь другое.
Слушая с ребенком детские песни, стремитесь к тому, чтобы малыш подпевал отдельные слова, целые фразы. Обязательно похвалите его за это. Старайтесь, чтобы он не только подпевал, но и одновременно приплясывал.
Чтобы разнообразить первые танцевальные импровизации малыша, познакомьте его с некоторыми танцевальными движениями, включая их в пляску. В этом возрасте дети все выполняют по показу взрослых, подражая им во всем. Поэтому чем ярче и выразительнее будет ваша пляска, тем интересней танцевальная импровизация ребенка. Включайте пляску в те движения, которые малыш может повторить. Например: хлопать в ладоши, притопывать одной ногой, поворачивать кисти рук из стороны в сторону – «фонарики», держа из на уровне глаз. Обучайте малыша выполнять движения, изображающие прыжки зайчика, полет птички, тяжелую поступь медведя, легкий бег лисички и др. Вовлекайте в эти занятия других членов семьи, чтобы радость общения с музыкой передалась и им. Не забывайте, что детей, особенно таких маленьких, надо учить играя. Возможно для этого пригодятся те игрушки, с которыми ребенок играл во младенчестве. Среди музыкальных инструментов, особенно детских, ограничений нет. Это могут быть: металлофон, бубен, барабан, дудочка, погремушка, разные шумовые инструменты.
Таким образом, музыкальное воспитание в семье имеет большое значение в жизни детей младшего дошкольного возраста. Само отношение родителей к музыке передается их ребенку. Если взрослые заинтересованно слушают произведение вместе с ребенком и выказывают свое отношение, объясняют свои ощущения, это не проходит бесследно для малыша: он духовно обогащается, формируется его вкус, привязанности. И наоборот, равнодушие родителей к музыке или увлечение только «легкой» музыкой препятствует разностороннему развитию ребенка, обедняет его кругозор.
Родители, хорошо зная своего ребенка, его характер, увлечения, склонности и найдя нужный подход, могут заинтересовать его музыкой, постоянно обогащать музыкальные впечатления, привлекая вспомогательные средства: рассказывать сказки, читать книги, рассматривать репродукции картин.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод:
- Ранее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. Если не заложить сначала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: здание будет красиво снаружи, но все равно развалится на куски от сильного землетрясения. Время, упущенное как возможность формирования музыкальных способностей, будет невосполнимо.
- Развитие музыкальных способностей каждого человека неодинаково, поэтому не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что – нибудь спеть, он не хочет танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, далеко от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Но для этого потребуется время и терпение.
- Отсутствие какой – либо из способностей может тормозить музыкальность ребенка. Значит, задачей взрослого является устранение не желаемого тормоза.
- Не приклеивайте вашему ребенку ярлык – «немузыкальный», если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность развить.
Есть такие человеческие качества: тонкость, эмоциональность. Человек с тонкой, эмоциональной душой не может забыть горя, страдания другого человека, совесть заставляет прийти его на помощь. Это качество и воспитывает музыка. И если вы холите, чтобы сердце вашего ребенка стремилось к добру и красоте, попробуйте научить его любить и понимать музыку. Учите его и учитесь сами!
Девяткова Т.П.- музыкальный руководитель