Музыкальный руководитель
Девяткова Татьяна Петровна
Игровые досуги для детей
Веселые и полезные игровые досуги для детей – это целый ряд пальчиковых игр, упражнений, музыкально – ритмических и подвижных игр, попевок, песенок, плясок. Дети, «играя с ручками», «со звуком», незаметно подготавливают свой певческий аппарат к песенной – вокальной деятельности.
Пение песен, попевок с одновременным выполнением несложных движений рук приносит детям особую радость и интерес к такому виду музыкально – игровой деятельности. В процессе такой деятельности закладывается и развивается потребность ребенка в певческом самостоятельном исполнительстве, развивается его слух, музыкальная память, вокально–голосовые данные. Чувство ритма. С раннего возраста в нем закладывается и воспитывается интерес к музыке, слову, движению.
Основу досугов составляют пальчиковые игры. Именно с них начинается каждая встреча педагога с детьми 2 -3 лет. «Игры с ручками2, «игры со словом» лучше всего помогают взрослому быстро и легко привлечь внимание ребенка, найти контакт с ним, расположить его к себе, , вызвать интерес и желание играть вместе. Начав увлекательную игру со своими ручками. Ребенок с удовольствием переходит к играм ритмическим. Музыкальным, включается в подвижные и ролевые игры со взрослым, другими детьми, с интересом проговаривает и запоминает слова потешек, подпевает несложные песенки, выполняет доступные для него плясовые движения.
Почему так важны эти игры со словом? Упражняя пальцы, кисти рук, развивая мелкую моторику и общую координацию движений ребенка, мы одновременно развиваем и упражняем его речь. Стихотворная основа пальчиковых игр способствует быстрому запоминанию текста ребенком, совершенствует его произношение, расширяет словарный запас, развивает речевое дыхание и речевой слух, умение сочетать движение и слово. Большинство текстов игр составляют народные песни, потешки, стихи детских поэтов. Все это способствует формированию в детях литературно – художественного вкуса, интереса к поэзии, книге.
Речевые упражнения и игры помогают развивать и эмоциональную сферу ребенка, дают возможность знакомить его с такими основными видами эмоций, как радость, удивление, обида, боязнь, печаль и т. д., со способами их проявлений.
Используя в своей работе данный материал. Важно учитывать степень готовности каждого ребенка к игре со словом, звуком, ритмом. Не обязательно давать сразу весь объем игр и упражнений, можно начать с отдельных более простых игр. При этом следует обращать внимание на текст, на значение отдельных его слов и выражений. Не нужно специально заучивать стихотворные тексты игр с ребенком. Эти тексты сами довольно легко и быстро запоминаются детьми. При специальном заучивании текста интерес к игре у детей может быстро утратиться, а это крайне не желательно, потому, как игры полезны именно при многократном повторении.
Играя вместе с детьми, следует поощрять проявление их творческой инициативы, оставляя возможность пофантазировать им самим. Глядя на взрослого, учась у него, ребенок со временем научится мыслить самостоятельно, чувствовать и сопереживать. Пусть ребенок задумается, а где же живет солнышко с лучиками, каково это быть цветочком, о чем думает мышка, сидя в норке, какие сны видит спящий на лавочке кот? Необходимо поощрять проявление детской выдумки, и тогда, совсем скоро, дети станут не только учиться у взрослых, но и сами будут при каждой встрече удивлять их своими необычным, но необычайно точным видением окружающего мира.
Взрослому, играя вместе с детьми, и самому нужно петь, плясать, и . конечно же, придумывать новые слова, интересные ритмы, различные движения, образы, игровые ситуации.